Как сделать стяжку пола в гараже?

Как сделать стяжку пола в гараже?

Пол — первое, на что обращаешь внимание, входя в любое помещение. Особенно это относится к гаражу. Ведь здесь к полу предъявляются более высокие требования, чем внутри жилища. Если эта часть строения выглядит надежной и основательной, хозяин испытывает законную гордость перед гостями, особенно если работа выполнена своими руками.

Чем хороша бетонная стяжка?

бетонная стяжка пола в гараже
Бетонная стяжка пола в гараже
Наиболее распространенные виды полов одноэтажного гаража: земляной утрамбованный, деревянный по бревенчатым лагам и монолитный бетонный. Пол по грунту устраивали в металлических коробках, принимая во внимание их временный характер. В капитальных кирпичных сооружениях делали обычно полы из широких толстых (половых, как их тогда называли) досок, настланных на толстые бревна и чаще всего даже не прибитых к ним гвоздями. Стоит ли говорить, что после высыхания досок настила в полу образовывались громадные щели, куда порой проваливались мелкие детали карбюратора при его очередной разборке.

Зато туда можно было сметать грязь и пыль, которая отваливались с колес и кузова автомобиля после его высыхания. Бетонные полы до недавнего времени считались непозволительной роскошью. Сегодня цементно-песчаная стяжка пола в гараже — непременный атрибут любого частного гаража. Какие качества бетона позволяют этому материалу в наибольшей степени соответствовать требованиям, предъявляемым к полу гаражного бокса? Приведем некоторые из них:

  • высокая механическая прочность на сжатие, позволяющая выдерживать вес автомобиля, на удар (при падении тяжелых предметов);
  • устойчивость к перепадам температуры, работоспособность во влажной среде;
  • невосприимчивость к агрессивным химическим соединениям (бензин, масла, антифризы, лаки, краски);
  • несложная технология изготовления;
  • возможность нанесения упрочняющих покрытий (пропитки, краски, топпинг-системы);
  • долговечность основания, простой уход.



Разновидности стяжек

Бетонная стяжка

Применяется в том случае, когда пол гаража изготавливают на пустом месте (с нуля). Перед этим машина стояла прямо на земле либо на сгнивших досках. Стяжка пола в гараже, сделанная из бетона, выполняется с армированием. Толщина слоя — 15–20 см. Раствор, наряду с песком и цементом, включает в себя крупный наполнитель (щебень, гравий, керамзит).

Стяжка на цементно-песчаном растворе

Ее выполняют своими руками в качестве завершающего слоя поверх черновой бетонной стяжки. А также для выравнивания, например, поверхности железобетонных плит, если они уже были установлены заранее. Или для ремонта старого бетонного покрытия. Крупные фракции при этом в раствор не добавляют.

Полусухая стяжка

Полусухая стяжка
Полусухая стяжка
Фактически это такая же субстанция, как и цементно-песчаная заливка. Отличие состоит в пониженном количестве воды, которую добавляют в раствор, да еще в наличии специальных армирующих добавок (фиброволокно), которые присутствуют в строительной смеси. Смесь может использоваться как готовая (продается в мешках), так и самостоятельного приготовления. В последнем случае фиброволокно добавляют из расчета 800 г на 1 м³ смеси. Сама цементно-песчаная смесь приготавливается в обычном соотношении (1:3…1:4). Консистенция готового к употреблению раствора должна быть такой, чтобы при сжатии в ладони порции смеси, последняя была плотной, но не рассыпалась в руке. Полусухая стяжка пола в гараже быстрее твердеет до проведения следующего этапа работ. Толщина слоя должна быть от 4 см.

Сухая стяжка

Воды для ее приготовления не требуется вообще. В основе строительных смесей — керамзитовый песок с добавками перлита (засыпки «Компэвит», «Керафлур»). Засыпаемый слой должен составлять от 4 до 12 см. Поверхность засыпки разравнивается по направляющим, затем тщательно уплотняется. Снизу стяжка должна быть изолирована от подстилающего грунта. Поверхность покрывают ориентированно-стружечной плитой (ОСП) либо дорожной плиткой. Впрочем, сухая разновидность стяжки, возможно, и проще в изготовлении своими руками, но уж точно дороже, что ограничивает ее применение в гараже.

Секущая плоскость

Рассмотрим, что представляет собой стяжка пола в гараже (напольный пирог) в разрезе:

  1. В основании — материковый грунт (растительный слой почвы должен быть удален).
  2. Водонепроницаемое полотно — геотекстиль. Цель состоит в защите напольного пирога от грунтовой влажности, плесени, грибков, грызунов.
  3. Подстилающий слой: щебень — 5, песок — 10 см, или 15 см гравийной засыпки.
  4. Теплоизоляция — пенополистирол (применяется для отапливаемого гаража).
  5. Пароизоляционная пленка.
  6. Армированная бетонная стяжка (черновая), толщина слоя — 15–20 см.
  7. Чистовая цементная стяжка толщиной от 3 до 5 см.



Как обеспечить горизонтальность заливаемой поверхности?

Обеспечение горизонтальности заливаемой поверхности
Обеспечение горизонтальности заливаемой поверхности
Сразу оговоримся, что пол на самом деле не должен быть горизонтальным, а иметь уклон в сторону ворот около 1% (6 см на длине среднего гаража, имеющего глубину в 6 м). Правильнее сказать — стяжка пола в гараже должна быть не горизонтальной, а лежащей в одной плоскости. Для этой цели используют направляющие маяки. Они могут выполняться из любого длинного и прямолинейного материала: металлический прокат в форме уголка, стальные оцинкованные направляющие Г- или С-образного профили, деревянные рейки. Главное — чтобы эти элементы были ровными. Перед тем как устанавливать маяки, надо отбить на стенах помещения произвольную горизонтальную плоскость. Это можно сделать с помощью гидравлического уровня или лазерного нивелира. У задней стены гаража параллельно этой плоскости натянуть бечевку на проектной отметке будущего пола. Впереди натянуть другую горизонтальную бечевку, опустив ее ниже на величину уклона.

Теперь остается закрепить на подготовленном к заливке основании направляющие с шагом около одного метра. Устанавливают маяки на кучки цементного раствора, наносимые через такое расстояние, чтобы исключить прогиб направляющих элементов при заливке и разравнивании раствора. Подгонкой маяков достигают прилегания их к контрольным бечевкам. После того как раствор несколько схватится, необходимо удалить ту его часть, которая выступает выше маяков. Эту операцию лучше выполнять накануне перед заливкой стяжки, чтобы крепежный раствор затвердел и надежно зафиксировал направляющие от смещения при заливке.



Упрощенный вариант заливки

В этом случае допускается заливать своими руками сразу всю стяжку полностью, не разделяя ее на черновую и чистовую. Преимуществом такой технологии является то, что заливка окажется монолитной и не подверженной расслоению. Для того чтобы стяжка после заливки не потрескалась, ее обязательно армируют. Причем такое мощное армирование, как показывают на некоторых фотографиях, является явно избыточным.

Имеется в виду арматурный каркас из проволоки периодического сечения диаметра 10–12 мм. Такой каркас делают для заливки плитного фундамента, когда он является одновременно и основанием для пола помещения. Для рассматриваемого случая, когда стяжка пола в гараже выполняется внутри уже существующего фундамента, достаточно в качестве арматуры использовать дорожную сетку с размерами 100×100×5, 100×100×4. Ведь армирование здесь предназначено только для того, чтобы исключить растрескивание бетонной стяжки пола, а не для конструктивной жесткости, как для изготовления фундамента.

Куда девать направляющие маяки?

Очевидно, что если деревянные бруски или рейки можно примерно через сутки выковырять из залитой стяжки и залить пустоты цементным раствором, то металлические элементы, посаженные предварительно на раствор, удалить будет проблематично. В этой ситуации возможны два варианта действий: несмотря на трудности, выдолбить их, или оставить в толще бетонной стяжки. При втором варианте они заодно послужат в качестве арматуры.

Заключительная отделка

После того как стяжка пола в гараже будет выполнена, стоит задуматься о том, как защитить ее поверхность. Голый бетон или цементный раствор обладает свойством пылить, то есть крошиться с образованием микроскопических частиц. Особенно это будет происходить от воздействия шипованной зимней резины. Чтобы не допустить этого, применяют следующие способы обработки поверхности бетонной стяжки своими руками:

  • Пропитка специальными упрочняющими средствами для бетона;
  • Окрашивание алкидными и эпоксидными красками, которые обладают антискользящими и антистатическими свойствами;
  • «Железнение» бетона. Процесс заключается в нанесении на влажную поверхность жирного цементного раствора и последующей растирки его с помощью кельмы или стальной лопатки.
  • Обработка топпинг-системами. Подобные смеси добавляют в еще влажный поверхностный слой стяжки и затем полируют с использованием специального электрического инструмента для шлифовки бетонной поверхности.

Все эти работы вы сможете выполнить своими руками, и стяжка пола в гараже будет иметь законченный вид.